?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий лист | Следующий лист

Многим полюбился мультфильм Тома Мура «Секрет аббатства Келлс». Многие рано или позно обнаружили, что в этой рисованой истории рассказывается не о каких-то вымышленных вещах. В центре повествования – Книга, настоящий ирландский Евангелиарий IX в. с  реально существующей иллюстрацией - монограммой Иисуса Христа, которую принято именовать «Chi-Ro». Эту монограмму мы видим в конце истории как главный итог трудов Брендана. Именно она очень многими почитателями и учёными считается венцом кельтского искусства, чуть ли не лучшим его произведением.



А раз Книга настоящая, скорее всего, и всё остальное неспроста. Об этом я и хочу рассказать. Рассказ получается кратким содержанием большой работы, которую я написала 10 лет назад, да вот никак не издать её.



Начинаем с титров: мы видим стилизацию ирландского или «островного» унициала - характерный шрифт, который был создан в Ирландии, и использовался в Книге из Келлса. А на фоне бегут и двигаются «латенские» орнаменты – круги, волны, спирали и раструбы. Древние кельтские узоры называют «латенскими» по швейцарскому местечку Ла Тен, где впервые было обнаружено захоронение предметов с таким декором.

Titles

kell4bmp



Далее мы погружаемся в поэзию кельтской мифологии. Эшлинг (это имя значит «видение», «грёза») рассказывает нам о том, сколько жизней она прожила и сколько форм сменила. Смена многих обличий перед тем моментом, когда герой воплощается в финальном облике – это обычное дело для кельтских героев. Наиболее известными стали «метаморфозы» легендарного валлийского барда Талиэсина, рассказ о которых вошёл в поэму «Кад Годдеу» («Битва деревьев»):

«Множество форм я сменил, пока не обрел свободу.
Я был острием меча - поистине это было;
Я был дождевою каплей, и был я звездным лучом;
Я был книгой и буквой заглавною в этой книге;
Я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
Я простирался мостом над течением рек могучих;
Орлом я летел в небесах, плыл лодкою в бурном море;
Был пузырьком в бочке пива, был водою ручья;
Был в сраженье мечом и щитом, тот меч отражавшим;
Девять лет был струною арфы, год был морскою пеной;
Я был языком огня и бревном, в том огне горевшим.
С детства я создавал созвучия песен дивных;
Было же лучшим из них сказанье о Битве деревьев,
Где ранил я быстрых коней и с армиями сражался,
Где встретил страшную тварь, разверзшую сотни пастей,
Hа шее которой могло укрыться целое войско;
Видел я черную жабу с сотней когтей острейших;
Видел и змея, в котором сотня душ заключалась».

Но не только Талиэсин и Эшлинг пережили столько превращений. И не только облик человека или ши может стать «финальным» («ши» или «сиды» - жители волшебных холмов). Например, удивительная история случилась как-то с двумя свинопасами-ши, которые поспорили, кто из них сильнее.
«Первый год провели они в реке Синанн и пытались там пожрать друг друга, а второй год провели они в реке Сиур.
Потом превратились они в двух оленей, выбрал себе каждый стадо из молодых олениц и бились они друг с другом за то, кому быть первым.
Потом превратились они в двух воинов и сражались друг с другом.
Потом превратились они в двух призраков и пугали друг друга.
Потом превратились они в два снежных облака и хотели засыпать снегом земли друг друга.
А потом из снега того закапали они дождем на землю и превратились в двух личинок. Весной поселился один из них в реке Круйнд в Куальнге, и корова Дайре, сына Фиахны, проглотила его случайно, когда пила воду. А другой поселился в реке Гарад в Коннахте, и корова Айлиля и Медб проглотила его случайно, когда пила воду. И когда настал срок, родилось у этих коров два теленка. И выросли из них быки - Финнбенах, Белорогий с Равнины Ай и Дуб, темно-бурый бык из Куальнге».

Из-за этих двух быков и случилась величайшая кровопролитная история «Похищение быка из Куальнге», главным действующим лицом которой является величайший же герой Кухулин.

Подобно Талиэсину, Эшлинг включает в рассказ о своей личной истории также и великие события и великий Артефакт, которые ей довелось увидеть. Её глазами мы видим объятый огнём о. Иона на севере Шотландии и спасающегося в лодке монаха Айдана. Поджигают сей остров «пришельцы с севера, ищущие золото» - викинги, которые действительно сильно досаждали Ирландии во времена Книги из Келлса, и, в конце концов, внесли свой «вклад» в подрыв ирландской культуры и быта тех времён.

Iona



Монастырь на о. Иона был основан св. Колумбой, или «Колумом Килле» (ирл. «Голубь Церкви»), который жил в VI в. – это у него-то был третий глаз и 12 пальцев на руках и т.д. Святого этого очень любили, так что легенд про него, вероятно, ходила масса. Многие сходятся во мнении, что до VIII в. св. Колумбу очень широко почитали, а про Патрика едва помнили – до тех пор, пока культ св. Патрика не начал активно насаждаться (в связи с некоторыми политическими и церковными разногласиями). Впрочем, когда вспомнили Патрика, Колумбу всё равно не забыли. Слава о нём, вероятно, распространилась благодаря «буму монастырей» и особенностям отношений между ними. Святые обители в Ирландии и Шотландии объединялись в кланы, как и люди. Клан монастырей св. Колумбы был самым большим и влиятельным, а монастырь Ионы – самым главным в этом клане. Кроме того, именно монастыри, а не приходские церкви с одинокими священниками, были центром притяжения Народа Божия. В мультфильме нам это показывают буквально – местных жителей монастырь собрал в своей ограде, для защиты от военного нападения.

Святой Колумба родился на севере Ирландии. Он принадлежал к северной ветви королевского рода Уи Нейлов, был потомком великих королей: Конна Ста Битв, Кормака мак Арта, Ниала Девяти Заложников. Он избрал духовную стезю, получил монастырское образование, стал священником. Благодаря  высокому происхождению святой пользовался большим авторитетом на севере, и мог легко оказывать влияние на народ и знать. Колумба основал монастырь и богословскую школу в Дерри, монастыри в Келлсе, Дурроу, Дайр Калгайх и Дайр-ма. В 563 году Колумба отправился в добровольное изгнание на остров Иона у северного побережья Шотландии, где создал ещё один монастырь. Причиной изгнания была битва при Кул Древне. Насчёт повода для этой битвы есть разные версии, но Колумба в любом случае был непосредственно причастен и лично заинтересован, и молился о победе своих родственников. Его сторонники победили очень малой кровью, а их противники (сторонники верховного короля Диармуйда) понесли большие потери. Одни говорят, что Колум Килле очень переживал о погибших и дал обет обратить в христианство столько же людей, сколько полегло при Кул Древне, другие – что его действия во всей этой истории были осуждены знатью и представителями Церкви, так что он решил удалиться из родных земель, подальше от позора.

А обернулось всё это созданием аббатства и общины, которая сыграла очень большую роль в христианизации Шотландии и формировании духовных традиций Ирландии. Монастырь Ионы стал известен по всей Европе, он был центром образования, миссии, паломничеств. Есть предположения, что Книга из Келлса создавалась именно на Ионе, хотя бы частично. В мультфильме Книга тоже прибывает с Ионы, но совсем или почти совсем пустая. В 807 году после нескольких рейдов викингов, община монастыря Ионы переселилась в Келлс, забрав с собой все реликвии, в том числе и Книгу. В 825 г. монастырь был разрушен, а остатки населения перебиты.

Молодой месяц

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Powered by LiveJournal.com